Главная » Статьи » мои разработки » русский язык |
Тема: обобщение знаний правил о правописании корня. Задачи: Обучающие: – формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова; – совершенствовать умения выполнять алгоритмы действий по решению орфографических задач (правописания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне); Развивающие: – развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление учащихся; – развивать связную речь учащихся; – развивать орфографическую зоркость учащихся; Воспитывающие: – воспитывать интерес к родному языку; – воспитывать самостоятельность, ответственное
отношение к выполняемой работе. Ход
урока I.
Организационный момент. II. Чистописание С. 40 + Максиму подарили цветные карандаши. С какой буквой будем работать в чистописании? Дайте характеристику звуку. - что объединяет слова, что лишнее. Разбор предложения: - докажите что это предложение. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетания. III. словарная работа. Хоккей,
праздник,аллея, рябина, автобус, завтрак, сова, здоровый, квартира. – Какое слово здесь "лишнее”? (Сова.) – Почему? – Можем ли мы слово СОВА написать без раздумий? – Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.) – Итак, сформулируйте тему, над которой мы будем работать. ("Правописание безударной гласной в корне слова”.) – Но для начала вспомним, что мы называем корнем слова? (Общую часть родственных слов.) – Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или однокоренными.) – Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.) – Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо: 1) выяснить смысл слова; 2) узнать, есть ли в слове безударный гласный; 3) узнать, в какой части слова этот безударный звук находится; 4) подобрать проверочное слово: – изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным ИЛИ – подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне; 5) сравнить проверяемое и проверочное слово. –"эстафета – соревнование” между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание. Д..ма з..лёный поб…жал С..ды заст..нал х…дить Гл..за т...плота стр...шит – В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения формы слова? – В каком – только подбором однокоренных слов? – Проверим вашу работу с помощью сигнальных карточек. Сделайте
вывод о правописании безударной гласной
в корне слова: 2) Закрепление знаний о правописании парной согласной в корне слова. – Вот какую проблему нам предстоит решить. Даны буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно вставить пропущенную букву, которая должна стоять вместо знака вопроса. Б/П,
Д/Т, Ж/?, ?/З, Г/К, ?/Ф. – Чем похожи все эти буквы? (Согласные.) – На какие группы можно их разбить? (Один – звонкий, другой – глухой.) – Чем они различаются между собой? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом.) – Сформулируйте тему. (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.) – Вспомним алгоритм проверки парной согласной в корне слова. Чтобы проверить парную согласную в корне слова надо: 1) выяснить смысл слова; 2) найти парную согласную в слабой позиции; 3) подобрать проверочное слово: – изменить форму слова так, чтобы после этой
согласной была гласная или сонорная ИЛИ – подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная; 4) сравнить проверяемое и проверочное слово. –отгадайте загадки и запишите отгадки вместе с
проверочными словами в тетрадь, выделить корень слова, подчеркнуть согласную в
слабой позиции. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал. А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной – … (Медведь.) Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны, Так приятен он на вкус, А зовут его … (Арбуз.) Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Ёж.) Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. (Гриб.) Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. (Мороз.) – Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы– работа в парах. – Прочитайте текст и вставьте в слова пропущенные буквы. Вы
должны доказать друг другу правильность вставленной буквы. Солнечная пого.ка. Мы плывём на ло.ке к зелёному остро.ку. Под берё.ками и ду.ками прячутся гри.ки. Сла.кие яго.ки манят нас. Скорее на бере.! – сделайте вывод о правописании слов с глухими
и звонкими согласными в корне: Физкультминутка 4)
Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. –вспомните
ещё одно "золотое” правило русской орфографии, позволяющее грамотно писать
корень слова. –
Составьте из данных слов предложение: Приносит,
тот, другим, кто, счастлив, счастье. (Счастлив
тот, кто приносит счастье другим.) – К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица.) – Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим.) – Назовите в этой пословице однокоренные слова. – Произнесите слово СЧАСТЛИВ ещё раз. – Что происходит с согласным? (Он выпадает, не произносится.) – Когда согласный не произносится? (Когда рядом несколько согласных. Звук [т] выпадает, так как трудно сразу произнести три согласных звука [стл].) – Как мы называем согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.) – Какое же правило русской орфографии вспомнили? (Слова с непроизносимыми согласными в корне.) – Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (Счастье.) – Какие ещё "хитрые” сочетания вы знаете? – Вспомним алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо: 1) произнести слово; 2) проверить, есть ли в слове "хитрые” сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН; 3) подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т] произносятся отчётливо: 4) сравнить проверяемое и проверочное слово. – вспомните, что мы называем синонимами? (Синонимы – слова одной и той же части речи, по-разному называющие одно и то же явление или близкие, сходные явления.) – Замените слово, называющее предмет, словом-синонимом. Запишите слова-синонимы в столбик в тетрадь, выделите корень, подчеркните "хитрые” сочетания согласных. здешний житель – местный пасмурный день – ненастный печальная картина – грустная знаменитый артист – известный весёлый мальчик – радостный – Проверим вашу работу. – сделайте вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова:
– Молодцы! И в заключение ответьте на вопросы теста. Тест для проверки знаний правил написания корня слов. Родственными словами являются: а) роль, ролевой, король; б) вода, подводный, водить, водяной; в) ледник, лёд, ледяной, заледенеть; г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
Проверочными словами к слову г.ра являются: а) гарь; б) горький; в) горка; г) загар.
Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах: а) мороз; б) зима; в) холод; г) пальто.
К данным словам из первого столбика подбери по смыслу слова из второго столбика. Соедини их стрелками. Вставь пропущенные буквы.
Образуй от существительных прилагательные: радость – __________ ненастье – __________ счастье – ____________ V. Итог урока. – Итак, какие "золотые” правила русской орфографии, позволяющие грамотно писать корень слова, вы сегодня вспомнили? – Сегодня нам с вами тоже повезло. Вы преодолели пока небольшой, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте его на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство. Повторив правила написания корня, мы тоже заработали свой приз. Он находится в трёх волшебных сундучках.(У учителя три сундучка, в которых лежат сладкие призы – шоколадные монетки и дифференцированные домашние задания по трём уровням.) –
В первом сундучке задания для тех, кто умеет грамотно писать корень слова и не
боится трудностей, может другим объяснить правила написания корня. (– Исправьте ошибки в словах и напишите текст правильно. Подчеркните буквы, в которых были допущены ошибки. На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы. – Вставьте пропущенные слова с парными согласными и подчеркните орфограммы во вставленных словах. Ученик сделал в диктанте три ____________. В аквариуме живут золотые ____________. К лесу вела узкая ____________. Сторож живёт в ______________. У берега реки стояла ветхая ____________. В берлогу зале_ бурый __________.) – Во втором сундучке задания для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может. (– Вставьте безударные гласные и подчеркните их. Л.сные цв.точки, п.св.тлело в л.су, з.л.тая ос.нь, курлыч.т жур.вли, в.рсистый к.вёр, кр.чат гр.чи, в.сенние л.сточки, .сенняя кр.сота, с.дит с.ва, т.скает ч.рв.ков. – Запиши проверочные слова, вставь и подчеркни пропущенные буквы, выдели корень. _______ – дв.ры ________ – р.ды _______ – гр.бок ________ – ш.ги _______ – ч.сы ________ – гр.за _______ – л.нейка ________ – к.за _______ – ст.лбы ________ – д.жди) – В третьем сундучке задания для тех, кто тему не понял. (– Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их, выделите корень. Ст.лы, м.сты, сл.ды, с.сновый, п.тёрка, с.нева, р.чушка, л.пили, г.ра, н.га, ч.сы, с.довник, т.нул, д.ска, к.вёр, кр.ты, тр.вяной, р.са, п.ясок. – Запишите слова и подчеркните "хитрые” сочетания. трость – трос.ник честь – чес.ный весть – извес.ный звезда – звёз.ный опасен – опас.ный ужасен – ужас.ный) – Молодцы! Спасибо за работу на уроке! | |
Просмотров: 1331 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |