Главная » Статьи » мои разработки » русский язык

Тема: обобщение знаний правил о правописании корня.

Тема: обобщение знаний правил о правописании корня.

 

Задачи:

Обучающие:

– формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова;

 – совершенствовать умения выполнять алгоритмы действий по решению орфографических задач (правописания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне);

Развивающие:

– развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление учащихся;

 – развивать связную речь учащихся;

 – развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитывающие:

– воспитывать интерес к родному языку;

 – воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Чистописание

С. 40

+ Максиму подарили цветные карандаши.

С какой буквой будем работать в чистописании? Дайте характеристику звуку.

- что объединяет слова, что лишнее.

Разбор предложения:

- докажите что это предложение.

Подчеркните главные члены предложения.

Выпишите словосочетания.

 

III. словарная работа.

Хоккей, праздник,аллея, рябина, автобус, завтрак, сова, здоровый, квартира.

– Какое слово здесь "лишнее”? (Сова.)

– Почему?

 – Можем ли мы слово СОВА написать без раздумий?

 – Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.)

 – Итак, сформулируйте тему, над которой  мы будем работать. ("Правописание безударной гласной в корне слова”.)

 – Но для начала вспомним, что мы называем корнем слова? (Общую часть родственных слов.)

 – Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или однокоренными.)

 – Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.)

 – Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо:

 1) выяснить смысл слова;

 2) узнать, есть ли в слове безударный гласный;

3) узнать, в какой части слова этот безударный звук находится;

4) подобрать проверочное слово:

 – изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным

ИЛИ

– подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне;

 5) сравнить проверяемое и проверочное слово.

 

–"эстафета – соревнование” между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание.

Д..ма                 з..лёный               поб…жал

С..ды                заст..нал               х…дить

Гл..за              т...плота                  стр...шит

– В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения формы слова?

 – В каком – только подбором однокоренных слов?

 – Проверим вашу работу с помощью сигнальных карточек.  

Сделайте  вывод о правописании безударной гласной в корне слова:

2) Закрепление знаний о правописании парной согласной в корне слова.

 


– Вот какую проблему нам предстоит решить. Даны буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно вставить пропущенную букву, которая должна стоять вместо знака вопроса.

 

Б/П, Д/Т, Ж/?, ?/З, Г/К, ?/Ф.

– Чем похожи все эти буквы? (Согласные.)

 – На какие группы можно их разбить? (Один – звонкий, другой – глухой.)

 – Чем они различаются между собой? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом.)

 – Сформулируйте тему.  (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)

 – Вспомним алгоритм проверки парной согласной в корне слова.

 

Чтобы проверить парную согласную в корне слова надо:

 1) выяснить смысл слова;

 2) найти парную согласную в слабой позиции;

3) подобрать проверочное слово:

 – изменить форму слова так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная

ИЛИ

– подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная;

 4) сравнить проверяемое и проверочное слово.

–отгадайте  загадки и запишите отгадки вместе с проверочными словами в тетрадь, выделить корень слова, подчеркнуть согласную в слабой позиции.

Он всю зиму в шубе спал,

 Лапу бурую сосал.

 А проснувшись, стал реветь,

 Это зверь лесной – … (Медведь.)

Он большой, как мяч футбольный,

 Если спелый – все довольны,

 Так приятен он на вкус,

 А зовут его … (Арбуз.)

 

Сердитый недотрога

 Живёт в глуши лесной.

 Иголок очень много,

 А нитки ни одной. (Ёж.)

Землю пробуравил,

 Корешок оставил,

 Сам на свет явился,

 Шапочкой прикрылся. (Гриб.)

Невидимкой, осторожно

 Он является ко мне,

 И рисует, как художник,

 Он узоры на окне. (Мороз.)

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы– работа в парах.

   Прочитайте  текст и вставьте в слова пропущенные буквы. Вы должны доказать друг другу правильность вставленной буквы.

Солнечная пого.ка. Мы плывём на ло.ке к зелёному остро.ку. Под берё.ками и ду.ками прячутся гри.ки. Сла.кие яго.ки манят нас. Скорее на бере.!

 – сделайте вывод о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне:


Физкультминутка 

4) Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

–вспомните ещё одно "золотое” правило русской орфографии, позволяющее грамотно писать корень слова.

– Составьте из данных слов предложение:

Приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье.

(Счастлив тот, кто приносит счастье другим.)

– К какому жанру устного народного творчества относится это предложение?  (Пословица.)

 – Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим.)

 – Назовите в этой пословице однокоренные слова.

 – Произнесите слово СЧАСТЛИВ ещё раз.

 – Что происходит с согласным? (Он выпадает, не произносится.)

 – Когда согласный не произносится? (Когда рядом несколько согласных. Звук [т] выпадает, так как трудно сразу произнести три согласных звука [стл].)

 – Как мы называем согласный, который не произносится в слове?  (Непроизносимый.)

 – Какое же правило русской орфографии  вспомнили? (Слова с непроизносимыми согласными в корне.)

 – Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (Счастье.)

 – Какие ещё "хитрые” сочетания вы знаете?

 – Вспомним алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. 

 

Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо:

 1) произнести слово;

 2) проверить, есть ли в слове "хитрые” сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН;

3) подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т] произносятся отчётливо:

4) сравнить проверяемое и проверочное слово.

 

  вспомните, что мы называем синонимами? (Синонимы – слова одной и той же части речи, по-разному называющие одно и то же явление или близкие, сходные явления.)

 – Замените слово, называющее предмет, словом-синонимом. Запишите слова-синонимы в столбик в тетрадь, выделите корень, подчеркните "хитрые” сочетания согласных.

 

здешний житель – местный

 пасмурный день – ненастный

 печальная картина – грустная

 знаменитый артист – известный

 весёлый мальчик – радостный 

 

– Проверим  вашу работу.

   сделайте вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова:

 

 

 

– Молодцы! И в заключение  ответьте на вопросы теста.

 

Тест для проверки знаний правил написания корня слов.

Родственными словами являются:

 а) роль, ролевой, король;

 б) вода, подводный, водить, водяной;

 в) ледник, лёд, ледяной, заледенеть;

 г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

 

Проверочными словами к слову г.ра являются:

 а) гарь;

 б) горький;

 в) горка;

 г) загар.

 

Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах:

 а) мороз;

 б) зима;

 в) холод;

 г) пальто.

 

 К данным словам из первого столбика подбери по смыслу слова из второго столбика. Соедини их стрелками. Вставь пропущенные буквы.

 

 

Образуй от существительных прилагательные:

 радость – __________

 ненастье – __________

 счастье – ____________

 

V. Итог урока.

 

– Итак, какие "золотые” правила русской орфографии, позволяющие грамотно писать корень слова, вы сегодня вспомнили?

 

– Сегодня нам с вами тоже повезло. Вы преодолели пока небольшой, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте его на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство. Повторив правила написания корня, мы тоже заработали свой приз.

Он находится в трёх волшебных сундучках.(У учителя три сундучка, в которых лежат сладкие призы – шоколадные монетки и дифференцированные домашние задания по трём уровням.)

– В первом сундучке задания для тех, кто умеет грамотно писать корень слова и не боится трудностей, может другим объяснить правила написания корня.

(– Исправьте ошибки в словах и напишите текст правильно. Подчеркните буквы, в которых были допущены ошибки.

На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.

– Вставьте пропущенные слова с парными согласными и подчеркните орфограммы во вставленных словах.

Ученик сделал в диктанте три ____________.

 В аквариуме живут золотые ____________.

 К лесу вела узкая ____________.

 Сторож живёт в ______________.

 У берега реки стояла ветхая ____________.

 В берлогу зале_ бурый __________.) 

– Во втором сундучке задания для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может.

 

(– Вставьте безударные гласные и подчеркните их.

Л.сные цв.точки, п.св.тлело в л.су, з.л.тая ос.нь, курлыч.т жур.вли, в.рсистый к.вёр, кр.чат гр.чи, в.сенние л.сточки, .сенняя кр.сота, с.дит с.ва, т.скает ч.рв.ков.

– Запиши проверочные слова, вставь и подчеркни пропущенные буквы, выдели корень.

_______ – дв.ры ________ – р.ды

 _______ – гр.бок ________ – ш.ги

 _______ – ч.сы ________ – гр.за

 _______ – л.нейка ________ – к.за

 _______ – ст.лбы ________ – д.жди)

 

– В третьем сундучке задания для тех, кто тему не понял.

 

(– Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их, выделите корень.

Ст.лы, м.сты, сл.ды, с.сновый, п.тёрка, с.нева, р.чушка, л.пили, г.ра, н.га, ч.сы, с.довник, т.нул, д.ска, к.вёр, кр.ты, тр.вяной, р.са, п.ясок.

– Запишите слова и подчеркните "хитрые” сочетания.

трость – трос.ник

 честь – чес.ный

 весть – извес.ный

 звезда – звёз.ный

 опасен – опас.ный

 ужасен – ужас.ный)

– Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Категория: русский язык | Добавил: Надежда (21.09.2013)
Просмотров: 1331 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: